Испокон веков на Руси делают предметы, глядя на которые у русского человека щемит в груди, а иностранец восхищенно цокает зыком и лезет в карман за кредитной карточкой. Сейчас мы поговорим об этих предметах, и начать хочется с павлов-пасадского платка.
Этот платок напоминает торт Наполеон, не на вкус конечно, а по количеству слоев рисунка. Для каждого слоя есть свой шаблон — сетчатый квадрат в мелкую дырочку. Шаблон закрепляют на конвейере и заполняют желоб краской нужного цвета. При помощи ракли краска размазывается и цвет переносят на ткань. Слой воска, местами покрывающий сетку, красит платок там, где было задумано. И так слой за слоем. К полотнищу привязывают кисти , ставят узелки на память — платок готов.
Лапти – это обувь, которая растет из земли. Ствол дерева, оставшись без коры, не понадобится, кора, оставшаяся без лыка – тоже. Лыко – это не окрепшее подкорье дерева, именно его и отделяют от коры. Подобранные по размеру полоски лыка сплетаются вместе. Объяснить, как это получается у мастера, все равно, что научить по телефону играть на пианино. Плетение идет крест в крест, и внахлест. Когда основа готова, мастер прикладывает деревянную колоду и начинает оплетать ее лыком. На создание одного экземпляра хорошо вентилируемой обуви понадобится тридцать – сорок полосок лыка. В самом конце мастер затягивает проушины, с их помощью делается запятник. Именно запятник станет финальным в работе с лаптем, там сводятся воедино все лыки.
Ржаная мука, сливочное масло , яичные желтки, мед и сахар, все это понадобится для приготовления тульского пряника. Тесто укладывают в березовую форму – изложницу, для придания нужной формы прянику. Получившийся сладкий куличик выбивают из формы и отправляют в печь, разогретую до 200 градусов. Готовые, пышущие жаром сладости лакируют сахарной глазурью. Под действием высокой температуры на поверхности пряника она тут же застывает аппетитными сахарными пятнышками.
Балалайка – для ее изготовления используется в основном клен и ель. Самое первое, что изготавливает мастер – это дека, она склеивается из двух тонких брусков. При помощи лобзика выпиливается треугольник. При помощи клея, сделанного на основе подкожного жира животных и рыбьих пузырей, приклеивают деревянные брусочки к внутренней поверхности балалайки и закрепляют зажимами, чтоб бруски приклеились. Все это нужно для усиления звучания инструмента. Затем дэку приклеивают к корпусу балалайки, а когда все это склеится, к рукоятке приделывают накладку с ладами. После этого балалайку покрывают лаком. И когда инструмент высохнет, мастер приступает к натяжению струн. Чтобы струны не соприкасались с декой, звук был звонким и распространялся равномерно, необходимо приделать подставку для струн.
Валенки… Овечья шерсть – это все, что нужно для валяния валенков. Пройдя через машину для рыхления и чесальный аппарат , шерсть начинает выглядеть даже немного лучше, чем была вначале. Дальше материал отправляют на вал с многочисленными иголочками. Эти иголочки скатывают овечьи шубки в полотно. Полотно обматывают вокруг лекала и получается так называемая «сновка». Чтоб валенок не разваливался, его смачивают водой, а на самом финальном этапе заготовку оборачивают в ткань и начинают валять. Работа эта очень тяжелая . Потом валенки натягивают на колодку и придают нужную форму при помощи грубой мужской силы.
Хитря игрушка – матрешка. Матрешки изготавливаются из липы и вытачиваются на токарном станке. Все пропорции соблюдаются при помощи штанге-циркуля, и набитой на этом деле руки. Русскую барышню сначала красят карандашом, вырисовывая все контуры, а затем гуашью или акварелью, или акрилом — зависит от мастера. Изображаемых персонажей множество: сказочные, вроде лесовичков–боровичков, могут быть изображения президента, но все же ближе всего нам румяные русские красавицы.