Если вдруг вы услышали гром, а в небе нет намека на грозу, значит, где то недалеко летящий в воздухе самолет превысил звуковой барьер. С “громом” приходит недоразумение, ассоциируемое неправильным пониманием термина “звуковой барьер”. Этот “гром” или «хлопок», было бы правильнее назвать “звуковой удар”. Летательный аппарат, летящий со сверхзвуковой скоростью, формирует в вокруг себя в воздухе ударные волны, которые проще представить как конус, который привязан своей вершиной к носу летательного аппарата.
А вот любопытно, в какой точке возникает этот сравнимый по громкости с сильным взрывом звук?
Звуковые волны распространяются в воздухе со скоростью, около 1230 км/час. Эта скорость может быть немножко меньше или чуть-чуть больше, зависит от плотности и температуры воздушной массы. Для нынешних современных лайнеров эта скорость не предел. Некоторые модели самолетов могут лететь более 4000км/час, что в три раза быстрее звука. Так что же происходит со звуком?
На дозвуковой скорости колебания волн распространяются равномерно. Когда самолет разгоняется быстрее, они уплотняются, создавая ударную волну. С увеличением скорости волна принимает форму конуса и чем она больше, тем конус становится острей.
Ударная волна постоянно сопровождает сверх звуковой самолет и при определенных условиях этот конус можно увидеть, например в замедленной съемке полета.