колея

Популярнейшая в современном мире железнодорожная колея — «стефенсоновская колея». Ширина этого сооружения достигает 1435 мм. Ее название появилось благодаря Джорджу Стефенсону — англичанину, изобретателю железных дорог.

Стефенсоновская колея стала стандартом для железных дорог во всей Европе. Если измерить её ширину в любой точке Европы, то получится 1м 43см. Сегодня Джордж Стефенсон мог бы с легкостью путешествовать на своем паровозе по всему Евросоюзу.

Самые первые вагоны для железной дороги Великобритании делали по принципу, применяемому при изготовлении трамвайных вагончиков. Трамваи же, в свою очередь, взяли свой облик от образа лошадиных конок, которые можно назвать прямыми наследниками карет.

Почему за ширину оси была взята цифра 1435 мм? Это просто — в те времена ширина дорожной колеи была именно такой. Если бы кареты выпускались разные, с разными по ширине осями, то ездить по дороге просто не получилось бы — кареты бы просто сбивались бы с прокатанной колеи и бились по ухабам.

Возникает другой вопрос: откуда же взялась именно такая цифра? Великобританские дороги — сооружение римлян. А римляне были известны своей тягой к капитальным сооружениям стратегического характера. На всех завоеванных территориях римляне строили отличные дороги, что укрепляло их авторитет и прославляло Римскую Империю. Некоторые из дорог сохранились и до наших дней.

Самая первая вымощенная дорога носила название «аппиева дорога» — она тянулась от Рима до Неаполя. Построена она была в 312 году до нашей эры. Вдоль этой удивительной магистрали посадили сосны, обеспечивающие марширующим легионерам благодатную тень. Когда римляне строили дороги, они рассчитывали на то, что о этим дорогам пойдут их боевые колесницы. Для упрощенного передвижения колесниц по этим дорогам император повелел устроить в них колеи, а колесницы и повозки строить с одинаковым, стандартным расстоянием между колесами. Как же рассчитать необходимую ширину? Для этого был учтен тот факт, что в колесницы запрягаются конные пары, а две лошади, поставленные рядышком друг к другу, занимают чуть меньше полутора метров. Вот и получилась такая цифра.

Сегодня во всем мире около 75% всех железных дорог построены с этим расстоянием. Все они имеют «стефенсоновскую колею». В 14% колея более узкая, а в 11% колея шире.

В России ширина железнодорожной колеи другая. В любой точке, где бы вы ее ни измерили, она будет равна 1520 мм. Почему так?

Существует несколько версий. Первая: когда планировалось строительство российской железной дороги, к Николаю I были вызваны лучшие американские инженеры. Они подробно изложили императору, как планируется строить железную дорогу в России. Американцы спросили: ширина железнодорожной колеи должна быть такой же, как везде в Европе или же шире? На что русский царь им ответил риторически: «На…й шире?» Перевести такой вопрос со всем его подтекстом у переводчика не получилось, а потому вопрос был переведен в разряд приказа. Вот и построили дорогу на 8,5 см шире евроейского стандарта. Поверили? Это был лишь анекдот.

В действительности же колея была спроектирована другой в стратегических интересах. В данном случае учитывалась мощь наполеоновской армии — чтоб не получилось у французов свои войска по нашей железной дороге перебрасывать. Вот поэтому теперь, когда российские поезда заезжают на европейскую территорию, вагоны приходится переставлять на другие колесные пары, имеющие ширину в 1435 мм. Дальше поезд мчится по колее великих римлян, ширину которой определили бедра лошадей двух тысячелетней давности!

Статьи схожей тематики:

Поделиться c друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

от Aleksandr