Что такое старое кино? Наивные старые герои, смешная одежда, допотопные автомобили. Всё это конечно присутствует, но в первую очередь старое кино это царапины, обрывы, тусклые цвета, мутноватые кадры – это первое, что бросается в глаза. Если паутина времени только увеличивает цену антиквариата, то в случае с фильмом она не даёт его нормально смотреть. Что делать? Реставрировать.
Но как восстанавливают старые кинопленки? Ведь на пленке сотни тысяч кадров и если на обработку каждого будет уходить пару часов, то весь процесс может растянуться на десятилетия. На студии «Мосфильм» занимаются восстановлением старого кино ведь восстанавливать нужно любую старую кинопленку. Даже если она всю жизнь провела в кино-архиве.
Все дело в строении плёнки. . В следствии чего получается уксусная кислота. Эта кислота, влияя на основу киноплёнки, приводит к её усадке, возникают микротрещины которые со временем увеличиваются и становятся заметными. В конечном счете, плёнка начинает деформироваться. Полностью этот процесс остановить практически невозможно, а ведь на киноплёнку снимали десятки лет, с позапрошлого века. Все шедевры мирового кино именно на этом носителе.
Реставрируют обычно негатив, то есть, первоисточник. Прежде всего, пленку начинают восстанавливать со стороны эмульсии. Вначале, её чистят от пыли. Кадр за кадром тщательно протирают спиртом либо водой. Потом помещают в специальную машину, где трещины в буквальном смысле «замывают». Машина промывает где то километр плёнки за час. После этого плёнку сушат, а следующая машина убирает царапины которые есть на глянцевой стороне плёнки. В этом аппарате основное оружие против грязи и пыли – ацетон. Это как утюг. Плёнка буквально проутюживается, диск крутится и ацетон равномерно распределяется на неё тонким слоем. После этого плёнка готова к дальнейшему хранению.
Но более эффективная и серьёзная реставрация возможна только на компьютере с помощью специальных программ. Перед тем как перегнать изображение в компьютер с помощью ультра звука с поверхности плёнки сметают всю пыль. Затем плёнку заряжают в специальный сканер, с помощью которого перегоняют изображение в компьютер. Один кадр обрабатывается за четыре секунды, а полутора часовой фильм, где то неделю. Так получается цифровая копия фильма. Дальше специалисты в специальных программах ретушируют каждый кадр. А чтобы этот процесс не растягивался на годы, предусмотрены программные алгоритмы, при помощи которых можно удалять дефекты сразу в целой серии кадров. Для этого дефект выделяют в одном кадре, а во всех последующих это делает компьютер. На реставрацию одного фильма тратят от двух месяцев до года, после чего цифровую версию фильма печатают на новенькой плёнке и кино выглядит так, будто снято совсем недавно.