Трамвай хоть и кажется устаревшим видом транспорта, но по прежнему колесит по дорогам всего мира. И везде этому ветерану принято уступать дорогу.
Движение трамвая начинается с поднятия пантографа. Он, как вилка, воткнутая в розетку, присоединяет трамвай к электрической сети. Вместо ключа зажигания – тумблер, при повороте которого трамвай оживает, включается бортовой компьютер и проверяет работу всех систем. В обязанности водителя входит проверить фары, поворотники, а также стеклоочиститель — в трамвае он один.
Сегодня в кабине водителя трамвая устанавливается GPS-навигатор, который постоянно передает в центральную диспетчерскую информацию о местонахождении транспорта. Это нужно для того, чтобы своевременно реагировать на внештатные ситуации на маршруте.
Правая педаль у водителя – педаль газа. На трамвайных стрелках, чтоб избежать их перевода, нужно ехать с ускорением. Если водитель уберет ногу с педали, стрелка сработает, и трамвай повернет на другой путь. Но есть и другой способ. Водитель берет в руки лом и переводит стрелки вручную.
Средняя педаль – тормоз. Колодки прижимаются к колесам и трамвай останавливается. Есть еще и аварийная тормозная система, которая силой в пять тонн прижимает рельсовый тормоз к рельсу.
Когда трамвай возвращается в депо, первым делом его обесточивают, убирая пантограф. Осмотреть днище, общее состояние трамвая и ходовой можно спустившись в ремонтную траншею. Также оттуда производят ремонт редукторов и систем двигателей.
От высокого напряжения на токоприемнике пантографа образуется окалина, которую необходимо регулярно счищать. Чтобы померить натяжение пантографа, технологи пользуются динамометром, ведь токоприемник должен плотно касаться контактного провода, но в тоже время не должен оказывать на него чрезмерное давление.
Оказывается, колеса трамвая регулярно отсоединяют от трамвая и разворачивают задом на перед. Этот процесс называется – раскантовка, она обеспечивает равномерный износ колес. В противном случае передняя пара колес изнашивалась бы гораздо быстрее, чем задняя. Но колеса хоть и равномерно, но все таки стачиваются, в результате теряя свою форму. Для предотвращения подобных проблем на них наплавляют слой металла, после чего вытачивают деталь заново. Называется это – восстановление чертежных размеров.
Когда появились трамваи, состоящие из нескольких вагонов, их почему-то окрестили «колбаской» и сразу же возникла детская дразнилка: «Катись колбаской по Малой Спасской»!